Monthly Archives:Июль 2013

Карен Эдуардович Джангиров

Ю.Н.Королев post on Июль 28th, 2013
Posted in Литература и жизнь

В предыдущей статье речь шла о верлибрах. Сегодня я хочу представить Вам одного из авторов, упомянутых  в ней. Карен Эдуардович Джангиров (род.1956 Баку) —поэт- верлибрист . Окончил МГУ по специальности экономист-математик. С 1978 г. занимается разработкой и систематизацией русского верлибра. Публиковался в центральной периодике и антологиях русской поэзии. Стихи переводились на иностранные языки. Автор 17 изданных книг верлибров. Составитель и автор первого в СССР группового сборника верлибров «Белый квадрат» (1988), утвердившего позиции верлибра в современной русской поэзии, а также нескольких других антологий русского верлибра. Президент «Ассоциации русского верлибра» (1991, распалась в 1995). С 1991 года находится в эмиграции, жил в Польше, Норвегии, Бельгии, Австрии. С 1995 года живет в Канаде. Кстати, у него есть свой сайт,  кому интересно обязательно  туда зайдите.

Ну а теперь небольшое знакомство с его творчеством.

***

Ветер коснулся верхушек холодных деревьев –

я покидаю ваш дом,

в котором прожил счастливую жизнь,

длиною в короткий вечер, и где

я научился любить бесконечность жеста

и поклоняться красоте молчания

***

Когда я убивала в себе собаку -
она скулила и пыталась лизнуть мне руку.

Когда я убивала в себе кошку -
она долго не умирала.

Когда я убивала в себе лисицу -
я ее никак не могла найти.

Когда во мне умирала лошадь -
она дышала.

Я расстреляла в себе стаю орущих попугаев
и без труда убила токующего глухаря.

Я давила змей,
стреляла в волков и шакалов.

Детеныш льва во мне даже не подумал спрятаться.

Умирали травоядные, головоногие, рукокрылые…

Наконец, все было кончено.
«Эй, простейшее…» — прошептал кто-то рядом.
Я оглянулась. -

Смертельно раненная
обезьяна
расхохоталась мне
в лицо.

***

По горло в воде
пускать пузыри
мыльные

утопиться в псевдо~
жалости [к себе] и запутаться в водорослях недо~
понимания
до полного ау~
та

Не дойти до тебя [минуты] Не найти тебя [в чьих-то вопросах];
И, встречая фальшивое утро,
Продавать по дешевке звезды…

***

Слеза –
это
космос,
который
мгновенно
сжимается
болью
до
капли

***

Однажды в окно
посмотрел глазами растений –
и мир показался мне спящей бабочкой.
С тех пор говорю
шепотом

***

Это не трудно –
за сверкающий кончик
вытянуть взглядом из спящей звезды
золотую цепочку букашек…

А можешь ли ты
по ритму бегущих дождинок,
по степени грусти в глазах у лягушек
определить глубину
осени?

***

Страшно
оказаться одному
среди цветущих подсолнухов
в жаркий июльский полдень –
так и кажется, будто
за спиной в тишине глубокой
прячется с бритвой
Винсент ван Гог

***

Люблю

обшарпанные комнаты

провинциальных гостиниц

с запахом прелых фиалок и мертвой воды,

со скрипучими стульями

и непременно протекающим краном… Ибо

 

я знаю точно –

уют смертелен

для тех, кто прожил

иную жизнь

 

 

Что такое верлибр?

Ю.Н.Королев post on Июль 28th, 2013
Posted in Литература и жизнь

Не хочу быть дворцом

для вечно здравствующих

Хочу быть хижиной

для случайно выживших.

Карен Джангиров

 

Выбирая дороги,

мы выбираем лишь способ

счастливого возвращения

Карен Джангиров

 

Женщина — это

Непрерывная летопись

Одного мужчины

Карен Джангиров

Напоминает афоризмы, изречения, мысли вслух – всё вместе это верлибры.

Верли́бр (фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.

Вопреки распространённому мнению, свободное стихосложение не является новейшим изобретением,  имея, наравне с рифмометрическим, корни в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе, исторических песнях,  хотя и не является прямым продолжением дописьменных традиций. Тем не менее, для многих национальных стихотворных традиций верлибр стал основным способом выражения поэтического авангарда. Современный верлибр многим обязан поэтам XIX века: Фридриху Гёльдерлину, Уолту Уитмену,Стивену Крейну,Артюру Рембо, Жюлю Лафоргу  и др. В начале XIX века он был избран в качестве основного метода многими англоязычными поэтами, в частности, представителями имажизма. Первым термин «верлибр» использовал Ричард Олдингтон в предисловии к антологии имажизма. Он писал: “мы не настаиваем на том, что верлибр — единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом”.

Томас Элиот  писал: “автор верлибра свободен во всём, если не считать необходимости создавать хорошие стихи”.

Владимир Бурич писал о свободном стихе:  “в противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен). С точки зрения эстетической конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности (не следует вкладывать в это слово негативный смысл), а свободные стихи — эстетической категории естественности”.

Как сказала известная поэтесса и автор, кстати, тоже верлибров Вера Павлова:

Мысль не созрела, если она
не уместится в четырех строках.
Любовь не созрела, если она
не уместится в одном ах.
Стихи не сложились, если сейчас
стану искать рифму и соблюдать размер.
Жизнь не сложилась, если она
не уместится в одном да.

Ещё одно её творение:

Увидеть тебя и видеть,
и видеть тебя, и видеть,
и видеть, и вдруг решиться
поднять на тебя глаза…

Может сложиться впечатление, что “великие” верлибров не создавали. Это не так.

Не только рифма с чугунных губ,
а что-то большое – это
еще одиночества белый куб,
сложенный из рассветов
МАЯКОВСКИЙ

 
Шел по земле, одетый
в небо, держа как птицу
сердце свое в руках
ЕСЕНИН
О эта лужность лиц
О эта птичность мира
Улиточность пространств
Бездомность бытия

ПАСТЕРНАК 

Бабочек желтый ливень
ловил он глазами, прижавшись
к окнам далеких стран
 РЕМБО

На петле
из птичьего свиста
тихо повесился самый последний
самый печальный на свете ветер
в формате осенних листьев

УИТМЕН 

 

Александр Блок

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

Карен Джангиров
Верлибр – это
иная скорость
молчания

Кстати, в 1991 году решением президента «Ассоциации русского верлибра» (распавшейся в 1995 году) Карена Джангирова  день 22 марта объявлен Днем Верлибра.

Русскоязычные поэты-верлибристы: Геннадий Айги, Геннадий Алексеев, Анна Альчук, Владимир Аристов, Наталья Астафьева, Иван Ахметьев, Сергей Бирюков,  Владимир Британишский,  Максим Бородин,  Владимир Бурич,  Дмитрий Григорьев,  Карен Джангиров,  Павел Жагун,  Елена Кацюба,  Константин Кедров,  Кирилл Ковальджи,  Анатолий Кудрявицкий,  Вячеслав Куприянов,  Александр Макаров-Кротков,  Арво Метс,  Елизавета Мнацаканова,  Всеволод Некрасов,  Ры Никонова,  Вера Павлова, Виктор Полещук,  Игорь Померанцев,  Валерий Прокошин,  Лев Рубинштейн,  Генрих Сапгир,  Владимир Стариков,  Игорь Холин,  Андрей Чемоданов,  Вера Чижевская,  Ася Шнейдерман,  Руслан Элинин,  Владимир Эрль,  Егор Летов.

Верлибры чем-то напоминают хайку, напомню, ха́йку – жанр  традиционной японской лирической поэзии вака , известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI века ; современное название было предложено в XIX веке поэтом Масаока Сики. Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остаётся Мацуо Басё.  Но здесь есть чёткие правила в отличие от верлибров, кому интересно узнать об этом подробнее, читайте в следующей статье.

Верлибры могут быть и в виде одной строчки (моно). Например:

Человека никогда не бывает чуть-чуть.

С убаюканных губ капает мёдом полынь.

Мысли о вечном параллельны розам.

Карен Джангиров

Если у вас есть любимые верлибры, вы можете написать их в комментариях ниже.

Для юных авторов международный конкурс “ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ”

Ю.Н.Королев post on Июль 22nd, 2013
Posted in Литература и жизнь

Работы принимаются на конкурс с 1 января 2013 по 15 сентября 2013

Содержание конкурса:

Литературный конкурс проводится с целью выявления, поддержки и поощрения талантов и дарований в области литературного творчества. А также поощрению людей, поддерживающих русскую литературу и русский язык.

Оргкомитет Национальной литературной премии «Золотое Перо Руси» при содействии Интерактивного союза писателей «Перо Руси», социальной сети www.perorusi.ru,  Содружества Золотое Перо Руси, Содружества литературных сообществ (СЕЛС), Союза писателей России (СП РФ), Союза писателей «Новый современник» (МСП), РОИПА, МТОДА,  ООО ТДР и АРПП, объявляет международный литературный конкурс 2013 года по следующим номинациям:

1. Проза (новелла, рассказ или отрывок из романа, пьесы или повести, эссе).

2. Сказка (любой жанр).

3. Поэзия (любой вид). + Однословный многорифм.

4. Юмор (любой жанр).

5. Очерк.

6. Интервью.

7. Экология (любой жанр).

8. Общественные коммуникации (краткая презентация организаций, содействующих популяризации русского литературного языка, желательно адресные строки (линки), указывающие на деятельность организации).

9. Военно-патриотическая тематика (любой жанр).

10. Литература для детей. (Обратите внимание, что конкурс проходит также на другом самостоятельном ресурсе).

11. Специальная номинация для телеканалов, телеведущих и телекомпаний.

12. Литературные переводы (любой жанр).

13. Спортивная (любой жанр).

14. Музыкальная (рассматриваются совмещение текста и музыки).

15. 3D графика и мультипликация.

16. Моя малая Родина.

17. Техническая литература.

18. Издания.

19. Историческое наследие.

20. Специальные дополнительные дипломы ( работы будут отбираться вне номинаций).

21.Конкурс  для детей и юношества.

Проект Содружества Золотое Перо Руси Конкурс «Национальная Литературная премия ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ» стал не только одним из самых популярных, но справедливо признан элитарным среди писателей русскоязычного мира. Оргкомитет конкурса подчиняется Содружеству Золотое Перо Руси, в которое входят Содружество русских сообществ, Содружество литературных сообществ, Содружество независимых русскоязычных журналистов планеты, Содружество экологов, Содружество мастеров, интерактивный союз писателей «Перо Руси», многие писательские союзы разных регионов, журналистские гильдии, общественные  организации, РЦНК, периодические издания, ТВ и радио программы, поэтические и творческие клубы, детские, юношеские, молодежные и экологические центры, библиотеки, дома престарелых, дома творчества и другие культурные общественные организации, официальные и без юридического лица в 69 странах планеты. О работе Содружества Золотое Перо Руси дана краткая информация, начиная с 1998 года на сайте www.perorusi.ru  в строках Вести культуры, Новости культуры, События ЗПР.

Впервые за многовековую историю русской литературы, в России учреждена единственная литературная награда современности, охватывающая исторический и географический пласт литераторов, создающих произведения  на русском языке. Премия выдается не за наличие проектов, ничего не имеющих общего со словом «высокая литература», а именно за творческие способности, истинный талант, либо поддержку лучших русских литературных традиций. Независимая Премия  Золотое Перо Руси — вне партий. Вне политики. Вне границ. Не подчинена чиновничьему аппарату ни одной из стран мира. Она выражает коллективное мнение по конкретной работе, представленной на конкурс, конкретного года, и конкретного автора, высоких специалистов разных стран и творческих личностей, много добившихся в своих сферах деятельности, благодаря личному высокому мастерству и внутреннему духовному благородству.

Национальная литературная премия представляет собой отличительный  нагрудный знак — ЗОЛОТОЕ ПЕРО с инициалами «СП» и надписью внизу «Перо Руси» (Союз писателей «Перо Руси»), отлитый из золота по специальному заказу всемирно известным мастером-ювелиром Романом Денисовым. Присутствует проба. Каждое из изделий имеет сертификат соответствия, заверенный печатями Содружества литературных сообществ, Союза писателей России и Национальной литературной премии «Золотое Перо Руси». Знак защищен от подделки и дополнительных дубликатов.

Выдаются соответствующие  удостоверения о вступлении в планетарный русскоязычный Союз писателей «Перо Руси» и сертификаты с личным номером. Все победители заносятся в почетный список обладателей званий. С ними также можно ознакомиться на сайте  в строке Обладатели премии.

УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ для конкурсантов всегда БЕСПЛАТНО!

Это не Государственная, а общественная награда. С учредителями Премии вы можете ознакомиться в строке «учредители». С почетными членами жюри и рабочей командой жюри – в строке «жюри».

За вступление в интерактивный Союз писателей «Перо Руси» обладатель премии взносы не вносит. Его литературным взносом в Золотую и Серебряную коллекцию художественной литературы является материал, победивший на кокурсе и выставленный на сайте. Попасть в Союз писателей «Перо Руси» может только обладатель премии. Обладатель премии получает права на льготные цены при издании книг в издательстве «Золотое Перо. По желанию победитель может быть подключен к внутренней рассылке о приглашениях на поэтические и творческие вечера членов союза писателей «Перо Руси». На сайте социальной сети www.perorusi.ru  он, как полноправный член Содружества Золотое Перо Руси  может организовать сообщества и темы в Форумах, если они не противоречат законам РФ. За помещенное произведение на сети ответственность несет только сам автор.

Поэты, писатели, журналисты, юмористы, сказочники, телевизионщики, экологи, историки, литературные переводчики, ученые в этом году могут подать свои работы на рассмотрение жюри с 1 января 2013 года по 15 сентября 2013 года. Пройдя регистрацию, помещаются на сайте. В крайнем случае, если автор не в состоянии прочитать инструкцию регистрации в данной сети, работы могут быть приняты на бумажном носителе. Исключение также составляет работа, переданная Посольством,  либо Княжеским Советом, ООО «Трудовая доблесть России», Президентом Российской Федерации или другой страны, либо оргкомитетом любого союза писателей, входящего в Содружество Золотое Перо Руси.

Работа, переданная в оргкомитет или жюри конкурса, перечисленными организациями, может быть и на иностранном языке, но обязательно с устной или письменной рекомендацией и с подстрочным переводом на русский язык. Эти работы будут рассматриваться наравне с другими работами авторов. Но оргкомитет в таком случае не может гарантировать перевод такой работы в электронный вид и помещение ее на сайте для ознакомления читателей и популяризации автора.

Авторы, желающие принять участие в номинации ПОЭЗИЯ должны обратить внимание на то, что из года в год проводится дополнительная подноминация «Однословный многорифм» обладателем ЗПР 2005 года оперным певцом из г. Бремен (Германия) Александром Гами. Чтобы принять участие в конкурсе, вы должны на сайте поместить произведение и выслать адресную строку по адресу:alexander_gamy@mail.ru. По итогам этого подконкурса уже было выпущено несколько сборников и альманахов. Победители получали сувениры из г. Бремен и диски этого известного оперного певца.

Возраст автора, место проживания, вероисповедание, цвет кожи и национальность для участия в конкурсе значения не имеют.

Авторы, желающие принять участие в номинации «Произведения для детей», должны поместить свои произведения  на портале Международного Творческого Объединения детских авторов МТО ДА www.BraylLand.com в жанрах: Поэзия, Проза, Сказка, Песня, Рисунок и поместить на своей страничке на сети www.perorusi.ru  адресную строку своего произведения на Брайленде с комментариями к нему, что оно участвует в конкурсе 2013 года, либо просто отметить это рубрикатором 2013 г. Руководит этой частью проекта Учредитель МТО ДА — Леонид Брайловский. Лучшие работы авторов пишущих для детей, помимо основных наград конкурса ЗПР, будут, как всегда, отмечены специальными дипломами Объединения.

К рассмотрению на конкурсе принимаются только авторские произведения на русском языке. Произведения в соавторстве приниматься не будут. От одного автора — не более 5 стихотворений. Не более двух рассказов или очерков. Отрывок из романа или повести — не более 10 страниц (1 страница – 1680-2000 знаков с учетом пробелов). (Но мы оставляем за любым  автором право помещать вне конкурса любое количество произведений, не обозначенных рубрикатором 2013г.).

Авторы должны пройти регистрацию на сайте www.perorusi.ru, заполнив специальную форму, в которой указывается адрес электронной почты, домашний адрес и телефон, по возможности – мобильный, и при регистрации не допустить, чтобы информация стала доступна широкому кругу читателей. Внимательно обращайтесь с регистрацией. Полностью фамилия, имя отчество без псевдонимов. (В противном случае жюри не будет рекомендовать авторов на публикации в различные издания и выдавать дипломы, звания, общественные награды и др.).

Автору Чебурашки и Дяди Фёдора исполнилось 76 лет.

Ю.Н.Королев post on Июль 20th, 2013
Posted in Литература и жизнь

Кто придумал Чебурашку, Крокодила Гену и их друзей, Дядю Федора, Почтальона Печкина и Кота Матроскина, ведущих следствие Колобков, а еще — Жаб Жабыча Сковородкина, большое путешествие  Вниз по Волшебной реке, наследство Бахрама, Гарантийных человечков, 25 профессий Маши Филиппенко, передачу «В нашу гавань заходили корабли», «Абевегедейку», «Радионяню», и многое-многое-многое другое???  Ну конечно, Эдуард Николаевич Успенский! О нём сегодня мы и поговорим.

Родился писатель в Московской области в г. Егорьевске 22.12.1937 года. После окончания школьной жизни Э. Успенский стал студентом Московского авиационного института. В годы учёбы в институте его литературные произведения начали выходить в печать.

Путь к творчеству Успенского начинается в юмористическом жанре совместно с А. Арконовым.  Уже тогда  детские стихи начали издаваться в “Литературной газете” и звучать по радио.

В 1966 Эдуард Успенский стал популярен благодаря своим детским произведениям: ”Вниз по волшебной реке”, “Крокодил Гена и его друзья”. После чего в 1970 году им были написаны такие популярные пьесы как ”Чебурашка и его друзья”, “Отпуск крокодила Гены”, ”Наследство Брахмана” и другие.

В начале 80-90-х годов автором был создан сборник стихов ”Всё в порядке”, выпущена целая серия книг для детей: «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино», «Разноцветная семейка», «Колобок идет по следу”.

Также Эдуард Успенский был сценаристом известных  мультфильмов про Крокодила Гену и Чебурашку,  приключения друзей из Простоквашино. Несмотря на смену поколений, герои мультфильмов остаются надолго в сердцах всех зрителей. Все дети, не зависимо от возраста, любят созданные автором образы героев.

Э.Н. Успенский писал также для таких известных передач, как «В нашу гавань заходили корабли», «АБВГДейка», «Радионяня». А произведения автора издавались на 25 иностранных языках и популярны в Голландии, Франции, Японии, Финляндии, США.

На данный момент автор живёт и работает в Московской области, его новые произведения выходят в печать в издательстве ”Самовар”. Его произведения можно перечислять долго:  “Крокодил Гена и его друзья”,  “Бизнес крокодила Гены”,  “Три комикса с Чебурашкой” , “Дядюшка Ау”, “Следствие ведут Колобки”,  “Тетя дяди Федора” ,  “Любимая девочка дяди Федора”, “Зима в Простоквашино”,  “Новые порядки в Простоквашино”,  “Дядя Федор идет в школу”, “Привидение из Простоквашино”  и многие другие.

Сам автор говорит:  “Помимо литературной жизни литературных героев есть вторая, не менее важная, деловая жизнь. Жизнь в виде брендов. Мне кажется более правильным, когда русские товары с русскими брендами вступают на наш и мировой рынок, чем товары с импортными персонажами”.

Кстати, недавно Эдуард Николаевич придумал нового персонажа – Гевейчика. И новую повесть уже можно прочитать.

 

Задания на лето

Ю.Н.Королев post on Июль 18th, 2013
Posted in Школа

Математика.

Из 6 в 7 класс.

Преобразования 1

Преобразования 2

Задачи на проценты о отношения

Задачи на работу

Задачи на делимость

Из 7 в 8 класс.

Вычисления

Разное

Степень

Задачи на проценты о отношения

Задачи на работу

Линейная функция

Из 8 в 9 класс.

Задачи 2

Задачи 3

Задачи 4

Из 9 в 10 класс. http://www.weblicey.ru/ucheba Зайти гостем, курс «Подготовка к ЕГЭ по математике». Читать, разбираться, выполнять задания.

Для полного доступа я вручную активирую учетную запись. Для этого напишите в комментариях к данной заметке свою фамилию, имя и электронную почту (или напишите письмо на shkolasolnce@yandex.ru). Полный доступ получают до 1 сентября все поступающие в «СОлНЦе».

[spoiler title="Если у Вас не показываются математические формулы." open="0" style="1"]

Для работы с математическими тестами необходимо установить поддержку MathMl:

Internet EI — необходимо установить mathplayer и svgview.

Firefox — математические шрифты (если после этого формулы не показываются, то установите эти шрифты при помощи специальной программы FontExpert).Проверить показ формул вы можете, посетив страницу http://www1.chapman.edu/~jipsen/mathml/asciimath.html.

Chrome Нужно поставить математические шрифты и плагин для показа mathml: https://chrome.google.com/extensions/detail/elbbpgnifnallkilnkofjcgjeallfcfa?hl=ru

Математические шрифты www.mozilla.org/projects/mathml/fonts/ Скачать с этой страницы архив со шрифтами developer.mozilla.org/@api/deki/files/4719/=STI…, распаковать его, инструкция по установке шрифтов www.microsoft.com/typography/TrueTypeInstallWin…… или просто (в зависимости от операционной системы): выделить распакованные шрифты — правая кнопка — установить[/spoiler]

 Литература

Книги для чтения

Из 6 в 7 класс

Из 7 в 8 класс

Из 8 в 9 класс

Физика

Кто хочет решать задачи по физике — пишите Алексею Робертовичу Сомову на электронную почту Alexei.Somov@ksu.ru

Если будет много желающих — организуется кружок.

Почему Н. В. Гоголь сжёг “Мёртвые души?.

Ю.Н.Королев post on Июль 15th, 2013
Posted in Литература и жизнь

На via Sistina в Риме на доме, в котором проживал Гоголь, установлена мемориальная доска. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал своё главное творение. Доска установлена силами писателя П. Д. Боборыкина

В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. За границей он жил в Германии, Швейцарии,  Франции.  В Париже  ему сообщили о смерти  Пушкина, из-за чего  он глубоко переживал.

В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него, словно  второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им  русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил.

Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву, где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».

Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.

Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Она вышла в свет в Москве («Похождения Чичикова или Мёртвые души, поэма Н. Гоголь», М., 1842).

В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось  религиозно-пророческое направление. Неоднозначная реакция на его произведение убедила его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности привело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальноею. А для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и, в конце концов, приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества.

Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя (Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина), но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя.

Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но, тем не менее, значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма.

Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание «Мёртвых душ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова.

Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы.

Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

В последние годы жил и работал Гоголь в доме А. И. Талызина на Никитском бульваре, здесь  и был сожжён второй том.

Писатель продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт.

С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование  Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их (ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной»).

Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест. 10 февраля он вручил графу А. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях.

Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 (23—24) февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.

20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг скончался.

Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. П. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета.

Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человек. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая».  Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала.  И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной.

Мистика Н. В. Гоголя

Ю.Н.Королев post on Июль 13th, 2013
Posted in Литература и жизнь

Николай Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь). Он родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгам.

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см). Угощал друзей варениками и галушками, собственного приготовления. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!».

Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач

 Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.

Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что, в конце концов, вылились в повесть «Нос».

Сюжет «Ревизора» был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным (как позднее и сюжет «Мёртвых душ»). И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над «Ревизором», когда Гоголь решал покончить с произведением.  Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.

Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову — министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.

Знаменитое произведение писателя «Вий» скорее всего, было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета «Вия» в народном фольклоре. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко».

Гоголь не был женат. И даже хотел стать монахом. В конце жизни психологическое состояние Гоголя существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение «Мертвых душ». Также он распорядился чтобы его надгробие соответствовало православныым канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.

При перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону, а по другой — вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.

При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.

Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.

Ещё одна интересная сторона Гоголя: аскетизм и благотворительность, он был верующим набожным человеком. Он даже отказался от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, хотя сам влачил всю жизнь нищенское существование и жил у друзей. Писатель пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе. В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. До «Вечеров на хуторе близ Диканьки” он издал под псевдонимом В. Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен» (1829), которая была написана ещё в Нежине (он сам пометил её1827 годом) и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению.

Он хотел преподавать историю, и вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая  кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году.

 С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв.

А вы знаете какие-нибудь мистические факты из жизни Гоголя? Предлагаю поделиться ими и обсудить в комментариях! А также если вы хотите более подробно узнать о Н. В. Гоголе (например, о том как он писал “Мёртвые души” когда жил за границей, о том как хотел стать монахом и о его занятиях живописью), приходите в литературный кружок каждую среду (16.00) на Кави Наджми, 18.

Жанр “Капитанской дочки”?

Ю.Н.Королев post on Июль 7th, 2013
Posted in Литература и жизнь

Жанр этого произведения до сих пор вызывает споры. Что это? Повесть? Роман? Историческая хроника? Семейные записки? Мемуарной литературой не назовешь, так как   она создается только на основе фактического материала. А здесь многое принадлежит художественному вымыслу. По этой же причине нельзя отнести «Капитанскую дочку» и к семейным запискам, хотя написано произведение в форме семейной хроники. Следовательно, это повесть или исторический роман. Современное литературоведение склоняется к первому. Тем не менее, повесть эта содержит исторический материал, написана в форме семейных записок и представляет собой мемуары уже стареющего Гринева. Здесь мы видим, как в самом жанре произведения отразилось пушкинское понимание историзма: важные общественные события поэт изображал через судьбы людей. Исторический процесс представлялся поэту как бесконечная цепь, где звеньями были люди, а начало и конец ее терялись во времени. История по Пушкину – это поток, протекающий через дом человека, через его личную, частную жизнь.

Это произведение является литературными записками литературного героя. Такой прием давал возможность автору при воспроизведении картин пугачевской войны не давать прямой оценки ни одной из сторон. Семейные мемуары, которые пишет Гринев, требуют от него говорить лишь то, чему свидетелем быль лишь он сам. Поэтому Пушкин, например, мог не давать психологического портрета императрицы (Гринев ее никогда не видел), и воспроизвести этот образ в духе парадности, присущей тому времени.

Сам Александр Сергеевич считал “Капитанскую дочку” романом и 25 октября 1836 г. писал о нём цензору   П. Корсакову: «Имя девицы Мироновой вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины».

Чтобы понять почему возникло именно такое произведение, неоднозначное по жанру, нужно знать историю его создания. С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания  Емельяна Пугачева. Мы помним, что первый поэт России состоял на государственной службе, в частности работал с архивами. Отсюда   возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

    В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.
Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.
По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды. 

Вот такая непростая история создания этого произведения. Пушкин продолжал работать над этим произведением и в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. И только 19 октября 1836 года –  работа над «Капитанской дочкой» была завершена.

Интеллектуальная Универсиада

Ю.Н.Королев post on Июль 6th, 2013
Posted in Без рубрики

СОлНЦе 12+ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ УНИВЕРСИАДА 28 августа
14-15 ОЛИМПИАДНАЯ ПОДГОТОВКА, русский язык, ГУЗЕЛЬ НУГМАНОВА (к. 123)
14.15 Мастерская резьбы по дереву, Владимир Шошунов, холл первого этажа
14.30, Математика в архитектуре: золотое сечение, устойчивость зданий и оптимальные формы, Дина Даутова, к.116
15.00 Любителям литературы, Кристина Шаматова (к. 113)
15.00 Исторический кружок «Хорошо ли жить в Германии, хорошо ли жить в РОССИИ», НИКОЛАЙ МОСКВИТИН, (к. 114)
15.30 ЭВРИСТИКА, Самуил Шер (к. 122)
15.45 ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? (С биологической, с философской и с других точек зрения) канд. биологических наук СВЕТЛАНА КЛОЧКОВА, к 123

» Əйдǝгез аралашабыз! (Давайте общаться!) в 16.00 Лейсан Гараева, старший преподаватель КФУ (к 121)
16.00 Филологический старт, Фарида Литвина (к. 116)

С 16 и до 19 — “По законам шахматной красоты”, кандидат в мастера спорта Руслан Файзрахманов, холл 1 этажа.

16-30 ИСТОРИЯ: ЧЕРЕДА СЛУЧАЙНОСТЕЙ, ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС ИЛИ ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ? НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОМ И В СОВРЕМЕННОСТИ. О теории пассионарности и экономических циклах Кондратьева. МИХАИЛ БЕЛОВ (к.113)

17.15 Занимательная химия, канд. химнаук Сергей Матвеев (к. 121)
Адрес: Кави Наджми 18 Контакты тел. 292 42 60 (круглосуточно), 292 41 90, 8 96 73 71 39 23 (после 10 утра), e-mail shkolasolnce@yandex.ru, сайт shkolasolnce.ru

Comments are closed

Сколько бы зарабатывал А. С. Пушкин в наше время.

Ю.Н.Королев post on Июль 6th, 2013
Posted in Литература и жизнь

Прижизненный литературный заработок поэта складывается из трех составляющих: гонорары от книгоиздателей и публикаций в журналах, собственное издательство и «государево жалованье», которое он получал за работу в архиве.

1 рубль нач. 19 в.  приблизительно равен  90 р  нач. 21 в.

Книги в хронологическом порядке и суммы (в рублях: нач. 19 в./ нач. 21 в.), вырученные Пушкиным с каждого издания.

1820 г. “Руслан и Людмила” (поэма в 6-ти песнях) 1500р / 135.000р.

1822 г. “Кавказский пленник” (поэма) 500р / 45.000р, (а в 1828 г. за 2-ые издания этих произведений уже 7000р / 630.000р).

1824 г. “Бахчисарайский фонтан” (поэма) 3000р / 270.000р. И столько же за 2-е его изд. в 1827 г. А за 3-е изд. в 1830 г. не получил ничего.

1825 г. “Евгений Онегин” (роман в стихах, 1 глава) 5400р / 486р, а вот за 2-е изд. 1 гл. всего 300р  / 27.000р.

1826 г.  “Стихотворения” (сборник) 8040р / 723.600р

1826 г. “Евгений Онегин” (2 глава) 2700р / 243.000,  за 2-е изд. 1830 г. 300р / 27.000р.

1827 г. “Цыганы”   (поэма) 1500 / 135000

1827 г. “Братья разбойники” (поэма) 1200 / 108000

1827 г. “Евгений Онегин” (3 гл.) 2700 / 243000

1828 г. “Евгений Онегин” (4,5,6 главы) 8100 / 729000

1828 г. “Граф Нулин”  (поэма написана в 1825 г. за 2 утра 13 и 14 декабря во время  ссылки в   Михайловском) 1170 / 105300

1829 г. “Полтава” (поэма) 3000 / 270000

1829 г. “Стихотворения”  (сборник 1 и 2 части) 1200 / 108000

1830 г. “Евгений Онегин” 7 гл. 300 / 27000

1831 г. “Борис Годунов” (трагедия) 10.000 / 900.000

1831 г. “На взятие Варшавы” (три стихотворения) 1680 / 151.200

1831 г. “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”  3900 / 351.000

1832 г. “Евгений Онегин” (послед. гл.) 3900 / 351.000

1832 г. “Стихотворения из Северных Цветов” – ничего

1832 г. “Стихотворения” (сборник 3 ч.) 6.000 / 540.000

1833 г. “Евгений Онегин” (1-е полн. изд.) 12.000 / 1.080.000

1834 г. Повести изданные Александром  Пушкиным – ничего

1834 г. “История пугачёвского бунта” – ничего

1835 г. Поэмы и повести в 2-х частях 12.000 / 1.080.000

1835 г. “Стихотворения” (сборник часть 4-я) 6.000 / 540.000

1837 г. “Евгений Онегин” последнее прижизненное издание 10.000 / 900.000

Вдобавок неучтённые журнальные гонорары примерно 50.000 / 4.500.000

Один лишь только “Евгений Онегин”, издававшийся 10 раз как отдельными главами, так и целиком, принёс Пушкину почти треть от всей заработанной им на книгах суммы. За 17 лет литературной деятельности Александр Сергеевич  заработал (в рублях: нач. 19 в / 21 в) 116.390 / 10.475.100.  Это  гонорары с книг и книгоиздательство. Плюс 28.800 / 2.592.000 – это “Пенсион”, выплаченный писателю книгоиздателем Смирдиным за купленные им издания (по 600 р / 54000р в месяц в течение 4 лет). Вдобавок 84.000 / 7.560.000 – гонорары за публикацию своих произведений в журналах. Ну и конечно, “Государево жалование” за работу в архивах, которое поэт получал с ноября 1831 г. по конец жизни  25.000 / 2.250.000. Надо сказать из архива Пушкин брал множество материалов для своих книг.

За 17 лет литературной деятельности Пушкин заработал 254 тысячи 190 рублей, в пересчете на современные рубли это почти 23 миллиона.  Соответственно ежегодный доход 14.952 / 1.345.680, ежемесячный доход 1246 / 112.140. Сегодня такие годовые заработки имеют писатели-детективщики среднего уровня раскрученности. Естественно заработок был нерегулярным как в пословице «Когда густо, когда пусто, когда нет ничего». Вдобавок нужно учитывать какие были в те времена  расходы, например, за последнюю свою квартиру в Петербурге поэт платил в год по контракту 4300 рублей ассигнациями (на наши деньги 32.250р. в месяц),  а до этого еще дороже.

Литературный заработок Пушкина, не подкрепленный доходами от родовых имений, «высочайше пожалованными» арендами и «пенсионами», в условиях петербургской жизни с семьей, с необходимостью по долгу службы появляться при дворе, позволял вести лишь весьма среднее существование, никак не соответствующее положению первого поэта России.

А. П. Арапова в своих воспоминаниях пишет: «Считать он [Пушкин] не умел. Появление денег связывалось у него с представлением неиссякаемого Пактола, и, быстро пропустив их сквозь пальцы, он с детской наивностью недоумевал перед совершившимся исчезновением… Часто вспоминала Наталия Николаевна крайности, испытанные ею с первых шагов супружеской жизни. Бывали дни, после редкого выигрыша или крупной литературной получки, когда мгновенно являлось в доме изобилие во всем, деньги тратились без удержа и расчета, — точно всякий стремился наверстать скорее испытанное лишение. Муж старался не только исполнить, но предугадать ее желания. Минуты эти были скоротечны и быстро сменялись полным безденежьем, когда не только речи быть не могло о какой-нибудь прихоти, но требовалось все напряжение ума, чтобы извернуться и достать самое необходимое для ежедневного существования”.

Но заботы о содержании семьи отрывали поэта от письменного стола. В конце сентября 1835 года, находясь в Михайловском, Пушкин пишет жене в Петербург: «А о чем я думаю? Вот о чем: чем нам жить будет? Отец не оставил мне имения; он его уже вполовину промотал; ваше имение на волоске от погибели. Царь не позволяет мне ни записаться в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу. У нас ни гроша верного дохода, а верного расхода 30 000».

Последняя сумма указана Пушкиным в ассигнациях и она ровно вдвое больше рассчитанного нами его годового литературного заработка. Отсюда и все долги Пушкина.

Письмо это, кстати, отвечает на обычные вопросы, которые возникают у людей, знакомящихся с биографией поэта: А как же принадлежащие семье Пушкина имения Михайловское, Болдино? Наконец, что-то принадлежало и жене Пушкина, происходившей из богатейшей семьи помещиков Гончаровых? Где же это все?

Все это было в прошлом. Имения эти, как и писал Пушкин, были промотаны дедами и отцами, заложены и перезаложены. Поступающие доходы от рабского труда крепостных (тоже заложенных) шли на уплату процентов по залогам и на поддержание ничего не умеющих делать, но «мотающих» последние крохи родичей. У Пушкина был такой же, не желавший ничего делать брат, висел на шее невыплаченный долг за приданое сестры…

Поэта и его семью кормило только его перо. Пушкин был человеком труда, жившим исключительно за счет собственного литературного творчества.

Интересно, что в Москве в 1820-е годы было только два книжных магазина, в Санкт-Петербурге – пять, которые ежемесячно продавали около 400книг. Даже в конце XIX века 80% населения России оставалось неграмотным, книжный рынок в таких условиях был узкой маргинальной нишей.

Кому интересна более подробно эта тема можете почитать исследования Николая Смирнова-Сокольского “Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина” (Москва 1962 г ).