Мистика экранизаций “Мастера и Маргариты” М. А. Булгакова.

Ю.Н.Королев post on Июнь 18th, 2013
Posted in Литература и жизнь

Законченный в 1938-ом году, впервые он был напечатан только в 1966 (спустя 26 лет со дня смерти автора). Опубликован он был в журнале “Москва” в урезанном варианте, было изъято около 12% текста. И аж до 1973 года вся страна читала искромсанный вариант романа, тогда как за границу для публикации был предоставлен весь текст целиком. Полная версия романа увидела свет в 1967 году в Париже, в Лондоне и в Нью-Йорке. Вскоре роман был переведён и на немецкий язык и вышел в 1969 году во Франкфурте на Майне, там не вошедшие в издание “Москвы” куски были демонстративно выделены курсивом.

Когда в руки Надежды Рушевой( её отец Николай Рушев художник) попала подшивка той самой “Москвы” с романом, девочка буквально помешалась на книге и начала новую серию рисунков, иллюстрирующих “Мастера и Маргариту”. За год она сделала более 160 композиций. Когда отец принёс рисунки Елене Сергеевне (жене Булгакова), выяснилась поразительная вещь: портрет Маргариты, выполненный Надей, передавал полное сходство с женой писателя, которая была прототипом Маргариты. Конечно же, Надя никогда не видела ни Елены Сергеевны, ни ее фотографий. Более подробно об этой истории можно прочитать в книге Н.К. Рушева «Последний год Надежды». И единственная странность – это то, что этот фильм так и не был показан в России.

В 1972 году был снят итало-югославский вариант «Мастера и Маргариты». Режиссер – Александр Петрович. В 1988 году еще один поляк Мачек Войтышко создал восьмисерийный телефильм по роману. И ни в одном случае не было никаких мистических обстоятельств, мешающих съемкам, не исчезали бесследно бюджеты, не испарялись единственные копии, не запрещали показ фильмов. Правда, в 80-х годах Роман Полански в Голливуде брался за экранизацию романа, и проект прикрыли, но по вполне земным причинам – продюсерам проект показался просто невыгодным.

У наших же режиссеров получалась сплошная мистика. Уж вспоминали и про то, что Воланд не выносил электричества. Сделать фильм по роману мечтали Игорь Таланкин, Элем Климов, Эльдар Рязанов и еще целый ряд талантливых режиссеров, и ни одному из них не удалось воплотить свою мечту в жизнь.

Владимир Наумов хотел экранизировать «Мастера и Маргариту» вместе со своим другом Александром Аловым. Наумов был знаком с вдовой писателя Еленой Сергеевной Булгаковой ещё со времён работы над «Бегом». Она работала на съёмках литературным консультантом, она же и дала прочитать Наумову полную версию романа. Когда он приступил к работе над фильмом, Елена Сергеевна уже умерла. И однажды ночью Наумову приснился сон, что во входную дверь позвонили. Режиссер подошел к двери и посмотрел в глазок. «Смотрю: Елена Сергеевна в шубе». Он открыл дверь, пригласил гостью зайти. Она только сказала: «Я на минутку — Михаил Афанасьевич ждёт внизу. Хотела вам сообщить, Володя, что фильма не будет». Сон оказался вещим.

Рязанову просто запретили делать фильм сверху. Без объяснений. Он так и не смог докопаться до истины, кто именно запретил и почему.

В 1991 году оригинальный сценарий по роману написал Элем Климов (в соавторстве с братом Германом Климовым) и, будучи председателем Союза кинематографистов, получил право на съемки. Уже газеты писали о будущей картине. Но она так и не была снята, потому что не было технологий, на их разработку требовались огромные деньги, которых он так и не нашел.

Зато их где-то нашел Юрий Кара. На его проект было потрачено около 15 млн. долл. И именно с этим фильмом связано больше всего загадок. Картина была снята в 1994 году, но на экраны так и не вышла. Сам режиссёр вспоминал, что во время съёмок возникало столько препятствий, словно роман сопротивлялся изо всех сил. «Мы сделали в начале осени в Судаке дорогостоящие декорации древнего Иерусалима, — вспоминал Кара. — Но как только собрались приступить к съёмкам, выпал снег. Съёмки пришлось отменить, а декорации — переделывать». Когда фильм всё-таки был снят, у режиссёра с продюсером разгорелся конфликт, который закончился судебным разбирательством. Затем плёнка с фильмом пропала, а человек, которому передавали её на хранение, внезапно умер. Потом вроде бы пленку нашли и с продюсером пришли к компромиссу, но внезапно появились родственники Булгакова и запретили выход картины. Абдулов: “Его картину помогал снимать мой товарищ продюсер. Фильм лежит у него под одеялом, и он его никому не показывает. Он пробовал его перемонтировать, предлагал сделать это большим режиссерам — все отказывались, даже за большие деньги”.

Что касается самих актёров, когда-либо игравших по этому роману, народный артист России Олег Басилашвили потерял голос на съемках «Мастера и Маргариты». Врачи поставили ему диагноз — кровоизлияние связок. Коллеги артиста по питерскому театру БДТ в один голос утверждают, что накануне злосчастных съемок Олег Валерьянович чувствовал себя превосходно. Он репетировал в спектакле «Квартет» и в хорошем настроении готовился к работе над «Мастером и Маргаритой», где играл сатану Воланда. Проблемы с голосом начались уже на съемках, когда Басилашвили своим неподражаемым басом произносил знаменитые булгаковские фразы. Горло будто свело судорогой, актер начал хрипеть и на несколько секунд потерял сознание. На следующий день, появившись в театре, Басилашвили говорить уже практически не мог. Срочно вызванный врач прописал ему полный покой и абсолютное молчание хотя бы на месяц.

Виктор Авилов играл в театре Воланда с двумя нательными крестами. Но при этом на гастролях в Германии у него дважды останавливалось сердце. Молодой, полный сил актер скончался от рака.

У артиста Валерия Ивакина, заменившего Авилова в спектакле, на втором спектакле случился инфаркт.

Есть мнение о том что те кто играет вэтом фильме обязательно уходят из жизни, например, Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Александр Абдулов (Коровьев), Евгений Весник (доктор психбольницы). Чудом выживший Александр Адабашьян (Берлиоз). И всё это в течение каких-то двух лет.

«Роман Булгакова привлекает несчастья», — говорят в актёрской среде. С этой талантливой книгой всегда стараются обходиться очень осторожно. Многие театры бояться ставить “Мастера и Маргариту”.

Зато теперь  за экранизацию самого мистического русского романа взялся Скотт Стейндорф. Его компания Stone Village Production уже успела выкупить права на экранизацию произведения, которые принадлежат Сергею Шиловскому.

Уже стало известно, что компания собирается потратить около сотни миллионов долларов на производство «Мастера и Маргариты», пригласив на главные роли известных актеров. По слухам, первыми голливудскими Мастером и Маргаритой могут стать Анджелина Джоли и Джонни Депп, хотя некоторые источники все же настаивают на кандидатуре  Брэдли Купера и Натали Портман.

one responses .

  1. Алёна Андреева:

    Мистическая атмосфера романа, это наверно то самое, что больше всего привлекает меня в «Мастере и Маргарите». Для меня это всегда было не просто произведение, а живое существо-восхитительное, таинственное и до жути прекрасное. Видимо оно не очень-то давалось в руки режиссёрам и даже забирало свои жертвы. Читала где-то, что Сергею Безрукову было очень не по себе в сцене на Голгофе и он на миг будто бы даже ощутил страдания Христа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>