Ахметова М. К.

Искусство людям науки не нужно. В 44 года выдающийся физик,
нобелевский лауреат Ричард Фейнман говорил именно так: «Художники —
потерянные люди: у них нет даже темы!» В 45, на спор с
приятелем-художником, он поставил себе цель – научиться рисовать.
Посвятив этому несколько лет, Ричард достиг профессионального уровня.
Его картины и рисунки стали продаваться, проходили персональные
выставки. Ему пришлось взять псевдоним, чтобы убедиться: люди покупают
его работы за их художественные достоинства, а не потому, что он
знаменитый физик. Что же приобрел Ричард Фейнман, научившись рисовать,
помимо удовлетворенного самолюбия от выигранного спора? Он научился
видеть и понимать то, чего раньше не замечал, чувствовать и передавать
свои чувства совершенно новым для себя способом. «Я очень хотел
научиться рисовать, по причинам, которые я для себя определил, как
желание выразить свои эмоции относительно красоты этого мира. Это
чувство благоговения — научного благоговения — которое я испытывал, и
которое можно передать кому-то, кто чувствует похожее, через рисунок.
Я мог бы напомнить ему, таким образом, на мгновение, о торжестве
вселенной». Это осталось с ним до конца жизни. Фейнман не расставался
с блокнотом, делая наброски везде: в кафе, на улице, на научных
конференциях. Он стал получать наслаждение и пищу для размышлений от
созерцания произведений искусства. По сути, он овладел новым языком –
языком искусства.

Многие ученые занимались искусством. Эйнштейн прекрасно играл на рояле
и на скрипке. «Физика раскрывает неизвестное в природе, — говорил он,
- а музыка — в человеческой душе. Это два метода познания мира».
Математик Григорий Перельман серьезно занимался музыкой и даже
собирался поступать в консерваторию. Софья Ковалевская была поэтом.
Искусство, как иной метод познания, дополняет, обогащает
традиционно-научный метод, расширяет возможности ученого, увеличивая
шкалу восприятия окружающего мира, одновременно уменьшая деления этой
шкалы, обогащает арсенал познания новыми орудиями — тренирует
интуицию, способствует появлению неординарных решений, показывая
явления с неожиданных ракурсов, предоставляя материал для свежих
аналогий. Эстетически развитый человек будет чувствовать красоту во
всем, не исключая красоты математических формул, структуры молекул или
решения задач. Искусство сегодня апеллирует не только к чувствам
зрителя, но и к его интеллекту. Процесс понимания авторской концепции
стал сложнее и требовательнее к общей эрудиции. Художники используют
все более технически-сложные средства выражения, произведения
искусства становятся интерактивными. Чтобы не растеряться в этом
необычайно интересном и совсем не простом мире, неплохо немного в нем
разбираться. Но, самое важное, почему заниматься искусством нужно
каждому без исключения человеку, это то, о чем говорил Эйнштейн — то,
что искусство имеет дело с человеческой душой. Ребенок, занимающийся
искусством, тренирует не только свой взгляд или ухо для более полного
и тонкого восприятия красоты окружающего мира, но он тренирует умение
воспринимать человеческие чувства, распознавать красоту души ,
понимать её движения. Учится выражать себя, гармонизируя свой
внутренний мир. А это, пожалуй, одно из самых главных жизненных
умений, залог полнокровной и счастливой жизни. В Японии существует
поговорка о том, что если самурай не пишет стихов, он становится
демоном.

Фейнман вспоминал о своем учителе рисования: «Я заметил, что учитель
не слишком много объясняет. Вместо этого, он пытался вдохновить нас
экспериментировать с новыми подходами. Я подумал о том, как мы учим
физике: у нас так много техник — так много математических методов —
что мы не перестаем говорить студентам, как делать то или другое. С
другой стороны, учитель рисования вообще боится сказать тебе что-либо.
Если штрих у тебя слишком толстый, учитель не скажет: «Твой штрих
слишком толстый», потому что было множество художников, создававших
прекрасные картины жирными штрихами. Учитель не желает подталкивать
тебя в каком-то направлении. Так что у учителей рисования проблема
коммуникации со студентом о том, как рисовать… это космос, а не четкие
инструкции, тогда как учителя физики всегда учат технике, а не духу
того, как решать физические проблемы». В нашей школе это, конечно, не
так. Учителя физики и математики никогда не забывают про дух! Мой
собственный подход напоминает описанный в цитате. Я убеждена, что
художник (более или менее проявленный) сидит в каждом человеке и
задача преподавателя – способствовать тому, чтобы он, внутренний
художник, преодолел страхи и вышел наружу. Рамки школьного курса
настолько ограничены, что научить ребенка рисовать по-настоящему нет
никакой возможности. Я могу лишь попытаться заразить своей любовью,
помочь получить некий таинственный опыт художественного творчества и
стать проводником в волшебный мир искусства. Пятерки я ставлю всем,
кто хочет двигаться по этому пути независимо от художественной
ценности результата. Снижаю только за лень и нежелание идти”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>