Сомов А. Р.

Зачем в школе физика –
На мой взгляд, современный курс школьной физики преследует следующие цели
1. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.
2. передача школьникам определенного багажа знаний (информации)
3. развитие мышления (тренировка мозгов)
4. культурное развитие (воспитание)
Рассмотрим все это поподробнее.
1. Тут все понятно. Есть определенная цель, кем-то неизвестным
поставленная, и есть путь ее достижения. Нужно запомнить определенную
информацию и типовые задачи. Тогда проблема будет решена наполовину
или немного более. Школьники хотят, чтобы типовые задачи давались им
для заучивания. Задачи эти как раз из той самой «сказочной физики»,
для описания реальности они почти бесполезны. Но вот так сложилась
ситуация. Нужно выучить, сдать, а потом выгрузить их из головы, так
как для обучения физике в вузе они совершенно ни к чему. Все это
поглощает 90% времени при изучении физики в среднестатистической
школе. У школьников формируется чисто потребительское отношение, они
не хотят думать-напрягаться, а лишь впитывать готовый продукт. А
лучшие школьные годы тем временем уходят.
2. В свое время, будучи министром образования, В. Филиппов позволил
себе сказать в одном интервью: «К примеру, если ученик прослушал по
физике раздел пиротехники, но не может сам починить ни утюг, ни
розетку, можно говорить о том, что он не умеет ориентироваться в
повседневных ситуациях.». Ратующий за грамотность академик, лингвист
по образованию, сам не далеко ушел от упомянутых школьников, не видя
большой разницы между пиротехникой и электротехникой. Но сейчас речь
не о лингвистических казусах, а о том, что если бы упомянутый школьник
чинил розетку и делал проводку, основываясь лишь на школьных
учебниках, пожар был бы неминуем. Знания, получаемые в школе, НЕ НУЖНЫ
в повседневной жизни, по крайней мере, в том виде, в котором они
даются в школе. Открывай учебник Попов Николаев «Общая
электротехника», там всё что нужно для починки розетки есть. Но
школьник не может овладеть новыми знаниями, поскольку у него нет
нужной культуры и развитого мышления для этого. Он может только
переписывать, копировать. Какие знания должен получать школьник тоже
непонятно, особенно слыша крики «Информация обновляется каждые 5-10
лет!». Мне сразу вспоминается геометрия Евклида, она видимо тоже
каждые 5-10 лет обновляется. Хитрость в том, что если школьник научен
самообучению, то совершенно неважно, чему его учить на уроках физики –
закону Архимеда или геометрической оптике. Но этому навыку его как раз
никто не учит.
3. Развитие мышления. Этот процесс похож на спортивную тренировку. Я
прихожу на нее не для того, чтобы поднять NNN кг, а для того, чтобы
загрузить мышечную и дыхательную систему. Для того, чтобы они
нормально функционировали. Учеба – это загрузка интеллекта и
приобретение образовательных навыков. Здесь идет борьба с ленью
школьников, в массе своей они не любят загружать интеллект (как и
делать утреннюю зарядку). И здесь я гораздо гуманнее древнегреческих
педагогов-воспитателей, которые (с полного согласия родителей)
прохаживались палкой по спинам своих ленивых подопечных довольно часто.
Эти навыки развиваются гораздо труднее, чем «найти в Интернете и
списать», да и не все родители хотят, чтобы дети напрягались. Они тоже
хотят «типовых задач». Но, поскольку мне этим заниматься не интересно,
они идут к репетиторам. Я не возражаю.
4. Это довольно интересный аспект. Родители приводят ребенка в школу
не просто потому, что так заведено. Можно ведь перевести на надомное
обучение, и в школу не надо ходить. Но родители хотят, чтобы ребенок
был под присмотром, чтобы общался с образованными людьми, а не дядей
Васей и шпаной из подворотни. И проводит ребенок в контакте с учителем
довольно много времени. Может быть, вы заметили, каким бедным стал
сейчас язык детей. Однажды 10-классники не поняли смысла слова
«узурпировать», использованного мной. Они спросили «а что это?».
Поэтому уроки, это своеобразное общение, без которого дети останутся
на архаическом уровне культуры. Это культурные мероприятия, как
посещение театра, например.
Все это относится к школьникам, которые не будут использовать в своей
будущей жизни навыки, необходимые исследователю. Это просто общее
развитие. Исследователю может понадобиться специальное, аналитическое
и модельное мышление, адекватное восприятие природы, качественное
мышление. Это уже более продвинутые задачи, но решаются они так же, в
процессе непосредственного общения с учащимся, которому ЭТО ИНТЕРЕСНО.
А кому это не интересно, тот должен найти в школе то, что ему
интересно, и заниматься этим.
На мой взгляд, учащийся лишь тогда будет учиться осознанно, когда он
будет непосредственным участником конструирования своего учебного
процесса, планируя его, он будет принимать на себя ответственность за
свой выбор. И если физика ему не нравится, он просто не выберет ее. С
введением естествознания такая перспектива будет вполне реальной, а
учебные заведения, сохранившие высокий уровень преподавания точных
наук станут такими полузакрытыми монастырями «не для всех». В
остальном образовательном пространстве все будет очень примитивно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>