«Нужно быть беспощадным к себе» — девиз К. Бальмонта

Ю.Н.Королев post on Август 20th, 2013
Posted in Литература и жизнь

Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт  автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

Его мать Вера Николаевна выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли, она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать «красоту женской души». Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй». Надо сказать в  семье самой Веры Николаевны любили литературу и занимались ею профессионально. В статье про Евтушенко я тоже подчёркивала роль родителей. Это очень важно, вы когда-нибудь тоже станете родителями, и то каким вырастет  ребёнок будет во многом  зависеть от вас.

Итак, продолжим о Бальмонте, родился он   в деревне Гумнищи во Владимирской губернии. Об этом месте он писал: «…моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори». Природа вдохновляла многих поэтов и писателей, если не сказать всех, это великая могучая сила, которой человек всё-таки не может противостоять, как бы он не старался её подчинить  себе. Она удивительна и прекрасна, возможно, именно поэтому она будит в каждом человеке возвышенные  чувства, такие как любовь к ближнему, сострадание. Которые находят выражение в  прозе и поэзии писателей. Надо сказать любимые стихотворения Константина Дмитриевича тоже о природе: “из всех стихов в мире я больше всего люблю „Горные вершины“ Лермонтова  (не Гёте, Лермонтова)».

Что касается обучения в Шуйской гимназии, сначала мальчик делал успехи, но вскоре ученье ему наскучило, и успеваемость снизилась, зато наступило время запойного чтения, причём французские и немецкие произведения он читал в подлиннике. Эту гимназию он позже называл «гнездом декадентства и капиталистов, чьи фабрики портили воздух и воду в реке». Из седьмого класса в 1884 году Бальмонт был исключён за принадлежность к нелегальному кружку, который состоял из гимназистов, заезжих студентов и учителей, а занимался тем, что печатал и распространял в Шуе прокламации исполнительного комитета партии «Народная воля».  Подоплёку этого своего раннего революционного настроя поэт впоследствии объяснял так: «…Я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно»

Что касается другой гимназии в городе Владимире, в которую он был переведён усилиями матери: «Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему”. Подробно его детские и юношеские годы  описаны им в автобиографическом романе «Под новым серпом» (Берлин, 1923). В семнадцатилетнем возрасте Бальмонт испытал и первое литературное потрясение: роман «Братья Карамазовы», как вспоминал он позже, дал ему «больше, чем какая-либо книга в мире».

Когда учился на юридическом факультете Московского университета  был исключён, арестован и посажен на трое суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую за участие в беспорядках (связанных с введением нового университетского устава, который студенты считали реакционным). Бальмонт до конца своей жизни считал себя революционером и бунтарём, мечтавшим «о воплощении человеческого счастья на земле». «…Я не смог себя принудить <заниматься юридическими науками>, зато жил истинно и напряженно жизнью своего сердца, а также пребывал в великом увлечении немецкой литературой», — писал он в 1911 году.

Интересно, что мы можем провести небольшую параллель с Гоголем, свой дебютный сборник 1890 г.  Бальмонт сжёг (почти весь небольшой тираж). Мы помним, что и Николай Васильевич поступил аналогично со своим “Гансом Кюхельгартеном”. Константин Дмитриевич не смог спокойно отнестись к тому, что сборник интереса не вызвал, близкие люди его не приняли, также как Гоголь не смог пережить критику своего произведения.

В марте 1890 года произошёл инцидент, наложивший отпечаток на всю последующую жизнь Бальмонта: он попытался покончить с собой, выбросился из окна третьего этажа, получил серьёзные переломы и провёл год в постели. Считалось, что толкнуло его на такой поступок отчаяние от семейного и финансового положения: женитьба рассорила Бальмонта с родителями и лишила финансовой поддержки, непосредственным же толчком явилась прочитанная незадолго до этого «Крейцерова соната». Год, проведённый в постели, как вспоминал сам поэт, оказался творчески весьма плодотворным и повлёк «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности». Именно в этот год он осознал себя поэтом, увидел собственное предназначение. В 1923 году в биографическом рассказе «Воздушный путь» он писал:

 

“В долгий год, когда я, лёжа в постели, уже не чаял, что я когда-нибудь встану, я научился от предутреннего чириканья воробьёв за окном и от лунных лучей, проходивших через окно в мою комнату, и от всех шагов, достигавших до моего слуха, великой сказке жизни, понял святую неприкосновенность жизни. И когда наконец я встал, душа моя стала вольной, как ветер в поле, никто уже более не был над нею властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом…”

К. Бальмонт. Воздушный путь (Берлин, 1923).

 

 

Он жил в нужде, месяцами «не знал, что такое быть сытым, и подходил к булочным, чтобы через стекло полюбоваться на калачи и хлебы». «Начало литературной деятельности было сопряжено со множеством мучений и неудач. В течение четырёх или пяти лет ни один журнал не хотел меня печатать. Первый сборник моих стихов… не имел, конечно, никакого успеха. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач». Под близкими он подразумевал и свою первую жену в том числе.

Зато 1890-е годы были для Бальмонта периодом активной творческой работы в самых разнообразных областях знаний. Поэт, обладавший феноменальной работоспособностью, осваивал «один за другим многие языки, упиваясь работой, как одержимый… прочитывал целые библиотеки книг, начиная с трактатов о любимой им испанской живописи и кончая исследованиями по китайскому языку и санскриту». Он увлечённо изучал историю России, книги по естественным наукам и народному творчеству.  Уже в зрелые годы, обращаясь к начинающим литераторам с наставлением, он писал, что дебютанту нужно «…уметь в весенний свой день сидеть над философской книгой и английским словарём, и испанской грамматикой, когда так хочется кататься на лодке и, может быть, можно с кем-то целоваться. Уметь прочесть и 100, и 300, и 3 000 книг, среди которых много-много скучных. Полюбить не только радость, но и боль. Молча лелеять в себе не только счастье, но и вонзающуюся в сердце тоску».

Несколько лет провёл за границей (опять мы видим сходство с биографией  Гоголя). На тот момент он уже был женат второй раз. Он посетил Францию, Голландию, Испанию, Италию, много времени проводя в библиотеках, совершенствуя знание языков. Весной 1897 года Бальмонт был приглашён в Англию для чтения лекций по русской поэзии в Оксфордском университете.

“У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда”. К. Бальмонт – поэтессе Л. Вилькиной.

Сборник «Горящие здания» (1900), занимающий центральное место в творческой биографии поэта, создавался большей частью в имении Поляковых «Баньки» Московского уезда; хозяин его был с большой теплотой упомянут в посвящении. «Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь», — такими словами в предисловии к «Горящим зданиям» Бальмонт сформулировал свой девиз. Основную задачу книги автор определил как стремление к внутреннему освобождению и самопознанию. В 1901 году, отсылая сборник Л. Н.Толстому, поэт писал: «Эта книга — сплошной крик души разорванной, и, если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной её страницы и — пока — люблю уродство не меньше, чем гармонию». Благодаря сборнику «Горящие здания» Бальмонт приобрёл всероссийскую известность и стал одним из лидеров символизма, нового движения в русской литературе. «В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния», — писал его близкий друг В. Я. Брюсов.

Постепенно образ жизни Бальмонта во многом под влиянием С. Полякова стал меняться. Жизнь поэта в Москве проходила в усидчивых занятиях дома, чередовавшихся с бурными кутежами, когда встревоженная жена принималась разыскивать его по всему городу. При этом вдохновение не оставляло его. О дальнейшей же жизни поэта более подробно можно  узнать в литературном кружке, который проводится каждую среду в 15:00 на Кави Наджми ,18. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>