Вокруг произведений Михаила Булгакова всегда витает мистика, но ни одна работа писателя не обросла таким количеством легенд, как роман «Мастер и Маргарита». Сам Воланд предрекал Мастеру: «Этот роман еще принесет вам сюрпризы». Множество талантливых режиссеров побоялись взяться за легендарное произведение, но Владимир Бортко не отступил перед суевериями. В итоге мы можем наслаждаться лучшей экранизацией романа.
Снял он фильм со второй попытки. Первая была предпринята в 2000 году, но проект закрыли. Приступая к работе над фильмом второй раз, Бортко на съёмочной площадке запретил все разговоры о мистике. Хотя и признался, что повстречал как-то на Патриарших странного господина, который мимоходом бросил: «Ничего-то у вас не получится». Однако получилось
Сам Бортко открещивается от губительной мистики «Мастера и Маргариты». Но не все участники съемочной группы относились к работе так же бесстрастно. Дмитрий Нагиев, например, именно на этих съемках перед каждым входом в кадр крестился. Кстати, сам В. Бортко тоже сыграл в фильме (почтальона).
Удивительно, но большая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге — именно там, по мнению Бортко, оказалось гораздо легче воссоздать Москву 1930-х. Но все знаковые и узнаваемые места книги — Патриаршие пруды, Александровский сад — снимались в Москве. Некоторые эпизоды картины снимались в Болгарии (дворец Ирода) и в Крыму (Голгофа).
Особое место в фильме уделено спецэффектам — именно с их помощью ожили кот Бегемот и летающий боров Александр Иванович. О Бегемоте стоит сказать отдельно — кота на экране воплощали сразу тремя разными способами: в некоторых сценах Бегемота играл настоящий кот, дрессированный Юрием Куклачевым, в некоторых — актер в специальном костюме, а на крупных и средних планах была задействована специальная электронная разговаривающая маска. Общая продолжительность сцен с использованием компьютерной графики — более двух с половиной часов.
Первый показ по центральному ТВ: 2005 г., 19 декабря вечером (день памяти Николая Чудотворца; герой фильма Иван Бездомный в этот же вечер появился на экранах телевизоров с иконой этого святого на груди).
У многих кто видел фильм сложилось впечатление, что сюжет абсолютно по книге, на самом деле это не так. Например, Человек во френче (которого сыграл Валентин Гафт) в романе не упоминается, все эпизоды с его участием — находка авторов фильма. Человек во френче носит форму майора госбезопасности (звание соответствовало званию комбрига РККА) во время основного действия фильма и форму старшего майора госбезопасности (соответствует комдиву РККА) в финале. Данную форму носили сотрудники ГУГБНКВД в 1937—1943 годах. Возможно, прототипом этого персонажа является Лаврентий Берия, поскольку в фильме он говорит с заметным кавказским акцентом.
Несмотря на достаточно большую продолжительность, в фильме опущены некоторые эпизоды романа Булгакова, например, оглашение Понтием Пилатом смертного приговора перед толпой народа, сон Никанора Ивановича, консультация буфетчика с врачом после посещения «нехорошей квартиры», эпизод с Маргаритой в троллейбусе по дороге в Александровский сад, столкновение Маргариты с освещённым диском во время полёта, разговор Маргариты с мальчиком после разгрома квартиры Латунского (также было опущено большинство деталей полёта Маргариты из квартиры Латунского на озеро, кроме встречи с Наташей на борове), разговор с Козлоногим за бокалом шампанского (скромно были представлены детали сцены шабаша и перелёта Маргариты на другой берег не было). Эпизода посвящения Маргариты в ведьмы в романе нет, это находка авторов фильма, игра Воланда и Кота Бегемота в шахматы (фигуры шахмат, согласно роману Булгакова, живые) и др.
В сериале есть несоответствия внешности и возраста. О Воланде в романе говорится как о человеке неопределенно-средних лет, а Олегу Басилашвили в 2005 году был 71 год. Кириллу Лаврову на момент съемок шёл 80-й год, хотя Пилат должен быть моложе (глубокому старику неуместна боязнь «погубить карьеру»). У Азазелло цвет волос — рыжий, а у Александра Филиппенко в этой роли — тёмный и только на груди заметны торчащие из-под майки рыжие волосы. В романе Воланд — брюнет. Александру Галибину во время съёмок было 50 лет, в то время как его персонажу — 38. Александру Адабашьяну — 60, Берлиозу — 40, и к тому же Берлиоз был лысым. Понырев (Бездомный) — в романе человек лет двадцати трёх, Галкин на момент съемок на 10 лет старше.
Интересные подробности:
1)Сергей Безруков сыгравший Иешуа, озвучил и роль Мастера, так что актёр Александр Галибин в течение всего фильма говорит не своим голосом.
2)У Пилата на груди висит изображение Медузы Горгоны.
3)Эпизод, когда Афраний выбрасывает полученный в награду от Понтия Пилата перстень, отсутствует у Булгакова. Владимиру Бортко очень понравилась эта сцена у Анджея Вайды в фильме «Пилат и другие», и он позаимствовал её для своей картины.
4)Когда Кот-Бегемот спрыгивает с вернувшейся после огня рукописи, виден титульный лист, на котором стоит имя автора — Максудов Николай Афанасьевич, название «Понтий Пилат» и год издания — 1934, однако в романе ничего из этого известно не было, а имя Мастера вообще является самой большой загадкой романа. При этом Максудов — герой «Театрального романа» Булгакова, а образы Мастера и Максудова объединены в экранизации 1972 года.
5)Перед тем как Анну Ковальчук утвердили на роль Маргариты, ей приснился сон, будто в большой комнате идет съемка, и Анна летает. Через три дня актриса узнала, что утверждена на главную роль. Анна считает, что тот сон был предзнаменованием. По признанию актрисы, «Мастер и Маргарита» теперь для нее «не легкомысленный любовный роман, а и философская, и психологическая история, перевернувшая сознание».
Картина стала одной из лучших работ в творческом списке мэтра. Фильм получил 4 премии. В очередной раз Бортко подобрал поистине звездную команду актеров. Коровьева сыграл Александр Абдулов, Пилата — Кирилл Лавров, Иуду — Дмитрий Нагиев, претендовавший на роль Воланда. Воланда же сыграл Олег Басилашвили. Иешуа исполнил Сергей Безруков, Ивана Бездомного — Владислав Галкин. Роль Мастера в сериале доверена Александру Галибину. Его партнершей по фильму, прекрасной Маргаритой, стала Анна Ковальчук.
Очень рада, что моя просьба была учтена. Мне самой очень нравится эта экранизация.Порадовала подборка актёров,хотя не все из них по-моему подобраны удачно. В первую очередь сам Мастер, но возможно это просто моё личное восприятие.Очень разочаровал Бегемот, мне представлялось что-то более мягкое и круглое.Александр Баширов конечно замечательный актёр,но на мой взгляд Бегемот в его исполнении получился уж слишком угловатым и язвительным.В отличии от настоящего кота костюм не понравился совсем.Ещё смутил меня Иван Бездомный, я его представляла гораздо моложе.
Что касается сюжета, то он достаточно близко к тексту и я даже не заметила отличий, на которые указала Кристина.Очень порадовало, то, что фильм сняли достаточно полно, а не стали кромсать книгу и вырывать из неё отдельные эпизоды, как это сейчас очень часто делается.Правда очень смутила сцена бала у Сатаны- один из самых красивых и захватывающих эпизодов, по-моему мнению, безнадёжно испорчен.