Единственная российская экранизация “Мастера и Маргариты” М. А. Булгакова.

Ю.Н.Королев post on Июнь 18th, 2013
Posted in Литература и жизнь

Вокруг произведений Михаила Булгакова всегда витает мистика, но ни одна работа писателя не обросла таким количеством легенд, как роман «Мастер и Маргарита». Сам Воланд предрекал Мастеру: «Этот роман еще принесет вам сюрпризы». Множество талантливых режиссеров побоялись взяться за легендарное произведение, но Владимир Бортко не отступил перед суевериями. В итоге мы можем наслаждаться лучшей экранизацией романа.

Снял он фильм со второй попытки. Первая была предпринята в 2000 году, но проект закрыли. Приступая к работе над фильмом второй раз, Бортко на съёмочной площадке запретил все разговоры о мистике. Хотя и признался, что повстречал как-то на Патриарших странного господина, который мимоходом бросил: «Ничего-то у вас не получится». Однако получилось

Сам Бортко открещивается от губительной мистики «Мастера и Маргариты». Но не все участники съемочной группы относились к работе так же бесстрастно. Дмитрий Нагиев, например, именно на этих съемках перед каждым входом в кадр крестился. Кстати, сам В. Бортко тоже сыграл в  фильме  (почтальона).

Удивительно, но большая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге — именно там, по мнению Бортко, оказалось гораздо легче воссоздать Москву 1930-х. Но все знаковые и узнаваемые места книги — Патриаршие пруды, Александровский сад — снимались в Москве. Некоторые эпизоды картины снимались в Болгарии (дворец Ирода) и в Крыму (Голгофа).

Особое место в фильме уделено спецэффектам — именно с их помощью ожили кот Бегемот и летающий боров Александр Иванович. О Бегемоте стоит сказать отдельно — кота на экране воплощали сразу тремя разными способами: в некоторых сценах Бегемота играл настоящий кот, дрессированный Юрием Куклачевым, в некоторых — актер в специальном костюме, а на крупных и средних планах была задействована специальная электронная разговаривающая маска. Общая продолжительность сцен с использованием компьютерной графики — более двух с половиной часов.

Первый показ по центральному ТВ: 2005 г., 19 декабря вечером (день памяти Николая Чудотворца; герой фильма Иван Бездомный в этот же вечер появился на экранах телевизоров с иконой этого святого на груди).

У многих  кто видел фильм сложилось впечатление, что сюжет абсолютно по книге, на самом деле это не так. Например, Человек во френче (которого сыграл Валентин Гафт) в романе не упоминается, все эпизоды с его участием — находка авторов фильма. Человек во френче носит форму майора госбезопасности (звание соответствовало званию комбрига РККА) во время основного действия фильма и форму старшего майора госбезопасности (соответствует комдиву РККА) в финале. Данную форму носили сотрудники ГУГБНКВД  в 1937—1943 годах. Возможно, прототипом этого персонажа является Лаврентий Берия, поскольку в фильме он говорит с заметным кавказским акцентом.

Несмотря на достаточно большую продолжительность, в фильме опущены некоторые эпизоды романа Булгакова, например, оглашение Понтием Пилатом смертного приговора перед толпой народа, сон Никанора Ивановича, консультация буфетчика с врачом после посещения «нехорошей квартиры», эпизод с Маргаритой в троллейбусе по дороге в Александровский сад, столкновение Маргариты с освещённым диском во время полёта, разговор Маргариты с мальчиком после разгрома квартиры Латунского (также было опущено большинство деталей полёта Маргариты из квартиры Латунского на озеро, кроме встречи с Наташей на борове), разговор с Козлоногим за бокалом шампанского (скромно были представлены детали сцены шабаша и перелёта Маргариты на другой берег не было). Эпизода посвящения Маргариты в ведьмы в романе нет, это находка авторов фильма, игра Воланда и Кота Бегемота в шахматы (фигуры шахмат, согласно роману Булгакова, живые) и др.

В сериале есть несоответствия внешности и возраста. О Воланде в романе говорится как о человеке неопределенно-средних лет, а Олегу Басилашвили в 2005 году был 71 год. Кириллу Лаврову на момент съемок шёл 80-й год, хотя Пилат должен быть моложе (глубокому старику неуместна боязнь «погубить карьеру»). У Азазелло цвет волос — рыжий, а у Александра Филиппенко в этой роли — тёмный и только на груди заметны торчащие из-под майки рыжие волосы. В романе Воланд — брюнет. Александру Галибину во время съёмок было 50 лет, в то время как его персонажу — 38. Александру Адабашьяну — 60, Берлиозу — 40, и к тому же Берлиоз был лысым. Понырев (Бездомный) — в романе человек лет двадцати трёх, Галкин на момент съемок на 10 лет старше.

Интересные подробности:

1)Сергей Безруков сыгравший Иешуа, озвучил и роль Мастера, так что актёр Александр Галибин в течение всего фильма говорит не своим голосом.

2)У Пилата на груди висит изображение Медузы Горгоны.

3)Эпизод, когда Афраний выбрасывает полученный в награду от Понтия Пилата перстень, отсутствует у Булгакова. Владимиру Бортко очень понравилась эта сцена у Анджея Вайды в фильме «Пилат и другие», и он позаимствовал её для своей картины.

4)Когда Кот-Бегемот спрыгивает с вернувшейся после огня рукописи, виден титульный лист, на котором стоит имя автора — Максудов Николай Афанасьевич, название «Понтий Пилат» и год издания — 1934, однако в романе ничего из этого известно не было, а имя Мастера вообще является самой большой загадкой романа. При этом Максудов — герой «Театрального романа» Булгакова, а образы Мастера и Максудова объединены в экранизации 1972 года.

5)Перед тем как Анну Ковальчук утвердили на роль Маргариты, ей приснился сон, будто в большой комнате идет съемка, и Анна летает. Через три дня актриса узнала, что утверждена на главную роль. Анна считает, что тот сон был предзнаменованием. По признанию актрисы, «Мастер и Маргарита» теперь для нее «не легкомысленный любовный роман, а и философская, и психологическая история, перевернувшая сознание».

Картина стала одной из лучших работ в творческом списке мэтра. Фильм получил  4 премии. В очередной раз Бортко подобрал поистине звездную команду актеров. Коровьева сыграл Александр Абдулов, Пилата — Кирилл Лавров, Иуду — Дмитрий Нагиев, претендовавший на роль Воланда. Воланда же сыграл Олег Басилашвили. Иешуа исполнил Сергей Безруков, Ивана Бездомного — Владислав Галкин. Роль Мастера в сериале доверена Александру Галибину. Его партнершей по фильму, прекрасной Маргаритой, стала Анна Ковальчук.

 

one responses .

  1. Алёна Андреева:

    Очень рада, что моя просьба была учтена. Мне самой очень нравится эта экранизация.Порадовала подборка актёров,хотя не все из них по-моему подобраны удачно. В первую очередь сам Мастер, но возможно это просто моё личное восприятие.Очень разочаровал Бегемот, мне представлялось что-то более мягкое и круглое.Александр Баширов конечно замечательный актёр,но на мой взгляд Бегемот в его исполнении получился уж слишком угловатым и язвительным.В отличии от настоящего кота костюм не понравился совсем.Ещё смутил меня Иван Бездомный, я его представляла гораздо моложе.
    Что касается сюжета, то он достаточно близко к тексту и я даже не заметила отличий, на которые указала Кристина.Очень порадовало, то, что фильм сняли достаточно полно, а не стали кромсать книгу и вырывать из неё отдельные эпизоды, как это сейчас очень часто делается.Правда очень смутила сцена бала у Сатаны- один из самых красивых и захватывающих эпизодов, по-моему мнению, безнадёжно испорчен.

Добавить комментарий для Алёна Андреева Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>