Публичные научные лекции или дорога в НИР

Григорий Ивойлов & Давид Кац  http://vk.com/popularlectorium

Начиная с октября 2012 года, в лицее им Лобачевского при КФУ почти каждую субботу проводятся научно-популярные лекции. Идея проведения их основывается на старинной, и подзабытой в наши дни университетской традиции открывать двери аудиторий для всех желающих послушать. Со временем и с развитием науки лекции, предназначенные для студентов и читаемые научными светилами, стали слишком сложны для обывателей, и для них стали устраиваться отдельные, «обывательские» лекции и курсы. В нашем «Лицее» всегда ценилась и превозносилась научная работа. Учащиеся Лицея, занимающиеся научной работой, почетны, а те наши работники, что совмещают преподавание в лицее с научной работой или преподаванием в ВУЗе составляют красу и гордость нашего коллектива. Однако, даже у лучших педагогов в рамках современной, нагруженной информацией учебной программы, не всегда бывает возможность рассказать детям о собственной научной работе, о том, как она «делается». Да и многие актуальные темы современной науки и вовсе в школьный курс не входят, к примеру, прошедшая в середине марта лекция д. ф. м. н. С. В. Сушкова о «Черных дырах и кротовых норах», образец увлекательнейшей и остроактуальной темы современной науки, о которой школьный курс упоминает лишь вскользь. Но как побудить учащихся заниматься наукой, если у них нет о ней представления? Как побудить выпускников избрать себе научную стезю, когда перед глазами нет положительного и успешного образа современного ученого? И для того, чтобы учащиеся нашего лицея могли услышать о современной науке в свободной, внеурочной обстановке мы, в составе группы товарищей, начали возрождать старую университетскую традицию на наш, лицейский, лад.  На наши лекции приглашаются все желающие, в том числе и не учащиеся в Лицее. Читает лекции широкий круг лиц, от успешных бизнесменов до именитых ученых. Главные требования к лекторам – иметь значительные успехи в своем деле и уметь интересно и красочно рассказать о нем детям, хотя, конечно же, не будет лукавством сказать, что в выборе лектора на очередную «субботу» мы стараемся отдавать предпочтение людям скорее молодым, чем заслуженным. Цель – не только повысить общий уровень эрудиции школьников, но и создать положительный образ успешного образованного человека, создать полноценный и яркий образ современной научной работы. Это выгодно отличает организуемые нами лекции от более привычного школам формата «профориентационных встреч» За это время было приглашено множество кандидатов наук и молодых ученых, занимающихся самыми разными отраслями современной науки. Были также и доктора наук. Кроме того, лекцию прочитали представители ай-ти бизнеса Казани — руководители фирмы «Smarthead», а также резидент открытого университета Сколково. Многие лекции проходят в режиме семинаров или открытого диалога. Принципами, которыми мы стараемся также придерживаться в нашей работе по организации лекций, является обязательная добровольность – учащихся лицея не в какой форме не «принуждают» к посещению лекций, так же, впрочем, как и никто из лекторов не получает материального вознаграждения, а так же непременное наличие «обратной связи» — все прошедшие лекции подвергаются некоторому «кулуарному обсуждению». Разумеется, все это порождает для нас, организаторов, некоторые дополнительные сложности, но и приводит к более интересным результатам. К примеру, с самого начала мы избрали два основных пути для рекламы наших мероприятий – работа в социальных сетях и наглядная агитация. Мы проводим опросы среди основной целевой аудитории лекции, на какую тему была бы более востребована аудиторией, и результаты этих опросов ложатся в основу поисков наших очередных лекторов. Безусловно, без всего этого можно было бы обходиться, но таким образом наших субботние лекции выполняют и некоторую воспитательную функцию, пододвигая учащихся к более предметному осознанию своих интересов. А для лекторов такой подход дает уникальную возможность оценить свой научный предмет и лекторское искусство независимой и «неподготовленной» — в лучшем, если так можно выразиться, смысле, аудиторией. Ну а нам, организаторам, вся эта деятельность дает богатый эмпирический материал к неплохой научной работе по социологии или маркетологии, однако, к несчастью, никто из нас не является ни маркетологом, ни социологом[1].  Безусловно, наш проект, доказал свою явную и полезность, и жизнеспособность. После лекций лекторы зачастую оставляют свои контакты заинтересованным слушателям, часть общения по интересующей школьников теме происходит затем в социальных сетях. В дальнейшем планируется сделать лекции еще доступнее для детей из других школ, создать постоянную базу лекторов с отзывами о них и их контактами, возможно, занять базы помимо лицея и поработить мир.

 



[1] Группой товарищей по организации публичных научных лекций в лицее имени Н. И. Лобачевского срочно разыскивается социолог и\или маркетолог с опытом работы и профильным образованием, согласный пару раз поработать за спасибо и печеньки. Обращаться в секретариат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>