Физика

Ю.Н.Королев post on Май 19th, 2013
Posted in Школа

Учитель: Сомов Алексей Робертович

 

Предложения по организации лаборатории Экспериментальной физики в городском учебном центре «Солнце»

«Как известно, физика – наука экспериментальная. По материалам ЕГЭ этого не скажешь»

В современном физическом образовании на сегменте общего среднего образования по некоторым причинам сложилась ситуация, когда экспериментальная подготовка учащихся практически игнорируется. В итоговой аттестации она выхолощена, в ГИА задания очень примитивны, требования к расчету погрешностей отсутствует, в ЕГЭ такие задания отсутствуют. Проверка качества текущей подготовки по экспериментальной физике отсутствует, как и требования к лабораторным работам, оснащению лабораторий, наличию методических пособий. Гораздо удобнее использовать мультимедийные пособия, в которые можно вложить абсолютно любое содержание. Возможно, для людей, которые не будут получать физическое образование в дальнейшем, это приемлемо. Однако, для учащихся, желающих в будущем получить физико-техническое образование, эта ситуация недопустима. Поскольку Центр «Солнце» ориентирован на обучение школьников, интересующихся реальной наукой, а не ее школьным «отображением», возникает необходимость обучать их «правильно» еще со школьной скамьи.

С этой целью предлагается создать в Центре физическую лабораторию для осуществления адекватной требованиям современной научной среды подготовки учащихся. Где они могли бы приобретать практические навыки элементарном физическом эксперименте, материаловедении, электротехнике, прикладной оптике. Помимо основной учебной функции лаборатория могла быть использована для исследовательской работы учащихся и экспериментальной олимпиадной подготовки. После получения начальных навыков, учащиеся могли бы быть привлечены в научные группы высших учебных заведений для стажировки и последующей ориентации на учебу в этих ВУЗах.

Лаборатория должна содержать следующие модули

  1. Мастерская для изготовления необходимых учебных и исследовательских установок с элементарным набором монтажных инструментов
  2. Блок демонстрационного эксперимента, обслуживающий учебные занятия
  3. Лабораторный практикум (как пример, лаб. практикум Ф.м. лицея в г. Челябинск https://sites.google.com/a/fml31.ru/physics/ )
  4. Блок олимпиадной подготовки по физике, астрономии
  5. Блок конструирования исследовательских установок
  6. Библиотека-архив, в том числе электронная

Физика является наиболее «дорогим» учебным направлением, так как требует солидных вложений в физическую лабораторию, не только в ее комплектование, но и в техническое обслуживание, расходные материалы и оплату технических работ по производству учебных модулей. Необходима достаточно большая почасовая оплата дополнительного образования учащихся по этому направлению, в том числе оплата индивидуальной подготовки учащихся (по индивидуальному плану) с привлечением к сотрудничеству профессорско-преподавательского состава ВУЗов. Нежелание этим заниматься приводит к тому, что преподавание физики так «выхолощено» в современном школьном образовании. Однако другого пути изучения реальной физики не существует. Поэтому в Татарстане должна существовать такая многоцелевая лаборатория, а точнее несколько, соединенных в учебную сеть и связанных с ведущими ВУЗами. Это обеспечит интеграцию ныне разрозненного школьно-ВУЗовского физического образования. Нет смысла обучать 100% школьников физике серьезно, однако 10-15% должны получать действительно серьезную подготовку на школьном этапе. Они должны концентрироваться в лицеях этой сети. От наследия советского образования в виде случайным образом разбросанных кружков и специалистов (которых по физике гораздо меньше, чем по другим предметам) нужно переходить к созданию эффективно работающей системы, обеспечивающих отличную подготовку узкого круга по-настоящему одаренных учащихся. В массовом образовании это невозможно.

Алексей Сомов  25.04.2013

 

Сайт: mfdop.narod.ru

2 responses .

  1. Аркадий:

    Думаю, что такой лабораторный центр имеет смысл делать при каком-то ВУЗе или физфаке КГУ. Лицеи этого не потянут

  2. Anna:

    Татарстан гордится олимпиадными успехами, отремонтированными школами. А вот свежая публикация из газеты «Вечерняя Казань».

Добавить комментарий для Аркадий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>